Развитие инновационных процессов в педколледже В связи с изменившейся социально-экономической ситуацией изменилась и система требований к специалисту по до школьному образованию как со стороны общества, так и со стороны родителей. Открытие новых типов детских дошкольных учреждений, возросший уровень требований к образованию, состоянию здоровья, будущей «конкурентоспособности» привели к тому, что существовавшая система подготовки дошкольных работников вошла в противоречие с изменившимися потребностями общества и с характером современной педагогической деятельности.
Вопрос о необходимости изменения содержания образования привел нас к введению целой системы инновационных процессов. Результатом таких изменений стала реорганизация педагогического училища в педагогический колледж. В новом статусе мы проработали уже четыре с половиной года. Этот факт дает нам право подвести некоторые итоги с точки зрения тенденций, противоречий и закономерностей развития инновационных процессов, с одной стороны, и принципов управления этими процессами — с другой.
Внедрение новшеств продиктовано не только изменениями внешней среды, но и глубоким самоанализом нашей деятельности, сравнением прогнозируемого и реального результата обучения. Такой самоанализ проведен по схеме, предложенной в методических рекомендациях М. М, Поташника «Как разработать программу развития школы». В итоге этого самоанализа мы выделили ряд недостатков, для устранения которых и была разработана программа развития колледжа на ближайшую перспективу.
За этой тенденцией скрывается многообразие противоречий, присущих и всей системе, и нашему колледжу в частности.
Первое из них — противоречие между старым и новым, связанное и с научно-техническим прогрессом, и с социально-экономическими проблемами современного общества. Все это требует обновления содержания процесса обучения и воспитания на всех ступенях непрерывного образования. В Связи с этим мы вынуждены были пересмотреть учебный план подготовки специалистов, ввести туда новые образовательные курсы, такие как психолого-педагогический практикум, русские традиции и фольклор, информатика (вместо технических средств обучения), валеология и т. д.
Второе противоречие вытекает из первого.
Дифференциация научных знаний, их удвоение каждые десять лет, постоянно возрастающий объем знаний привели нас к тому, что необходимо структурировать учебные курсы, исключая дублирование отдельных тем на разных предметах. Таким образом, появились интегрированные программы, такие как «Изодеятельность с элементами художественного труда», «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», «Театрализованная деятельность в детском саду», «Управление сенсорно- математическим развитием дошкольников» и т.д.
Противоречие между увеличивающейся массой знаний, факсов и границами учебно-воспитательного процесса порождает одну из важнейших проблем современной дидактики: проблему базового образования и его ядра необходимого минимума знаний для получения основной специальности. Решая это противоречие, мы вышли на вариативные учебные планы.
Экспериментальный учебный план колледжа включает в себя три блока:
? обязательный, дающий право на получение основной профессии «Воспитатель в детских дошкольных учреждениях»;
? обязательный по выбору студентов, включающий в себя предметы, дающие право получения специализации;
? вариативный, включающий предметы дополнительного образования (факультативы, спецкурсы, кружки).
На сегодняшний день нами разработаны пакеты документов по трем специализациям.
Названные противоречия заставляют нас работать в плане активизации познавательной деятельности студентов, эффективного использования аудиторного и внеаудиторного времени, то есть формирования культуры умственного труда, ведущей к развитию личности.
И появляется новое противоречие: работа в системе развивающего обучения требует огромных материальных, временных, психологических затрат по сравнению с репродуктивным обучением. Решение этого противоречия должно привести нас к введению действительно, а не формально дифференцированной оплаты труда, к созданию единой системы непрерывного: образования в рамках педагогического колледжа как первой ступени педагогического университета. Отрадно заметить, что именно в этом учебном году произошли большие; сдвиги в наших взаимоотношениях с вузом. До тех пор пока оба наших учебных заведения не будут юридически поставлены в определенные правовые отношения, противоречие это не будет устранено.
Второй тенденцией в развитии инновационных процессов является возрастающая потребность в новом педагогическом знании среди преподавателей и студентов. В нашей работе эта тенденция реализуется прежде всего через различные виды и формы системы повышения квалификации.
Формирование системы повышения квалификации включает в себя диагностику затруднений в профессиональной деятельности преподавателей, а также диагностику профессиональной готовности абитуриентов к профессиям типа «человек-человек».
Реализацию этой тенденции мы видим в совершенствовании системы профориентационной работы со старшеклассниками школ города. (Договор со школой-гимназией № 113). Мы прекрасно понимаем те факторы, которые сдерживают развитие инновационного преподавательского потенциала: опять материальное, стимулирование, различное отношение педагогов к введению новшеств. (Данные К. Ангеловски о классификации педагогов по принципу отношения к инновационным процессам.)
Основным противоречием данной тенденции является противоречие между возможностями и действительным состоянием педагогического сообщества. К сожалению, мы можем констатировать тот факт, что не всем преподавателям полностью удается реализовать свой профессиональный потенциал. Среди наших коллег мы видим большой резерв нереализованных возможностей и способностей. Закономерно встает вопрос о формах и способах стимулирования профессионального роста преподавателей колледжа.
Третья тенденция развития «инновационных процессов связана с этапом внедрения педагогических новшеств в окружающую педагогическую Череду. Мы уже вплотную подошли к ее реализации. Целый ряд преподавателей из других педучилищ области и региона уже проходили стажировку в нашем учебном заведении. И здесь тоже появляются противоречия. Одно из них — нарушение принципа академической честности. В уставах американских колледжей принцип академической честности является основополагающим, и поэтому большое внимание уделяется защите авторских прав, что абсолютно не характерно для нашей действительности в целом, а не только для сферы образования.
Тенденции и противоречия неизбежно приводят нас к вопросу о законах инновационных процессов, которые действуют и в нашем конкретном случае. Я бы хотела проанализировать действие четырех из них на примере нашего учебного заведения. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Его суть заключается в следующем: любой инновационный процесс вносит деструктивные разрушения в ту социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется.
Нам пришлось отказаться от целого ряда учебных предметов, разрушить единую и неделимую классно-урочную систему, привычный стереотип пятибалльной оценки и т. д.
Мы прекрасно понимаем, что эти изменения необратимы, даже если не все дали тот результат, к которому мы стремились. В силу этого появляются неизбежные издержки, связанные с кадровыми и духовными возможностями коллектива студентов и преподавателей. Закон гласит, что у нового всегда есть противники, которые не принимают его в силу психологических, социально-экономических или организационно-управленческих причин. Необходимо знать, что чем значительнее педагогическое новшество, тем основательнее дестабилизация.
Второй закон — закон финальной реализации инновационного процесса. Иными словами, любой инновационный процесс, в начальном звене которого находится педагогическое новшество, должен рано или поздно, сознательно или стихийно реализоваться.
Даже те новшества, которые вначале предстают как безнадежные; в конечном итоге найдут себе дорогу. Мы пока что еще не дожили до полного воплощения этого закона в нашем конкретном случае.
Но тем не менее, определенные результаты уже имеем. Так, например, с этого учебного года все преподаватели изодеятельности перешли на новую программу, работают по авторскому курсу психолого-педагогического практикума.
Третий закон — закон стереотипизации педагогических инноваций гласит: любая педагогическая инновация имеет тенденцию со временем превращаться в стереотип мышления и практического действия. Зная о существовании этого закона, хочется пожелать, прежде всего, себе, а затем и всему педагогическому коллективу никогда не забывать о нем, для того чтобы не возвести в ранг догмы все то, что является на сегодняшний день прогрессивным.
И наконец, последний закон — закон цикловой повторяемости, который можно перефразировать так: новое — это хорошо забытое старое, но в иной ситуации.
Знание этих законов позволяет раскрыть и основные принципы управления инновационными процессами: сочетание централизации и децентрализации, единоначалия и коллегиальности в управлении, принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении, принципы системности, конкретности.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
На сегодняшний день пед-колледж № 1 находится в режиме развития в соответствии с основными тенденциями и законами развития любой педагогической системы. Педагогический коллектив колледжа четко представляет себе цели и конечный результат этого развития.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |