Современные приоритеты в начальном образовании

За последние десятилетия в России произошли заметные изменения во всех областях общественной жизни, в том числе в образовании. Начальное образование особо преуспело в этом. Изменения там начались раньше, чем на других школьных ступенях, и их накопилось значительно больше:

  • введение альтернативных систем образования (дидактическая система Л.В. Занкова и психолого-педагогическая система Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова);
  • высокая вариативность образовательных технологий и учебников по каждому учебному предмету;
  • реальный постепенный переход на четырехлетнее начальное образование (программы и все необходимые учебники опубликованы);
  • наиболее активное использование интересных результатов мирового опыта;
  • решение проблем преемственности между звеньями: дошкольным и начальным, начальным и основным образованием.

На современном этапе теоретиков и практиков образования объединяет стремление выйти за рамки традиционного обучения, найти новые подходы.

К новым направлениям в развитии образования, прежде всего, относится смена приоритетов двух уровней. В первую очередь, выбор между технологическим и гуманистическим подходами, то есть между ценностью учебных предметов, учебных планов, учебников, с одной стороны, и ценностью ребенка, с другой. Почти десять последних лет мы живем в условиях существования Закона «Об образовании», где подчеркнуто, что образование необходимо строить, в первую очередь, в интересах личности, а затем в интересах общества. Все современные концепции отдают предпочтение ребенку, его здоровью, ориентируют на учет его индивидуальных особенностей и интересов. В центр современных программ образования поставлен ребенок, его уверенность в своих силах. Постоянно происходит осмысление того, как идет личностное развитие ребенка в процессе изучения программного материала, приобретается умение обосновать свою позицию, излагать свои мысли, желание и умение говорить и слушать других. Важность знания никто не отрицает, но оно не является самоцелью, а только средством. Если из всех подходов к понятию «образование» остановиться на триединстве «воспитание, развитие, обучение», то приоритеты выстраиваются именно в данной последовательности. Воспитание, конечно, следует рассматривать не в виде нотаций, а через создание детских сообществ. Главной целью является формирование личности, желающей и умеющей учиться. Во многом этого можно достичь, позволяя детям чаще переживать радость своего успеха, оставляя им право на ошибку. Из всего многообразия методов и форм ведения урока предпочтение следует отдать тем, которые менее утомительны для учителя и для детей, которые базируются на психологии развития детей и психологии обучения.

На протяжении последних десятилетий нетрадиционным является создание для учащегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, то есть не просто «усваивать» предлагаемый материал, но самому искать ответы, приобретать собственный опыт творческой деятельности, в частности, став соавторами программных курсов по математике, русскому языку и др., «делать открытия» нового знания. А необходимым условием детского творчества является спокойная, доброжелательная атмосфера, без стрессов и страха перед неудачей. Полезно учить детей воспринимать ошибку не как традицию, а как повод находить новое. Не пугайтесь детских ошибок. Дайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие. Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать; найдите для него такое задание, которое ему по силам. Вместо отметок — главной причины школьных бед (они акцентируют в большей степени провалы в учебе, чем успех) — полезно пользоваться системой оценивания, рекомендуемой Г.А. Цукерман, советами Э.И. Александровой. Пора пересмотреть использование красного цвета в школьных тетрадях и многое другое.

Определение приоритетов второго уровня связано с так называемыми главными и неглавными учебными предметами. В этом направлении также происходит смена приоритетов. Исследования показали, что младших школьников в большей степени интересует то, что связано с животными, растениями, снегом и дождем — словом, предметы природоведческого цикла, а не математика с русским языком интереснее и важнее младшим школьникам. Кроме того, детям для развития крайне полезны гармонизирующие упражнения — танцы, музыка, ритмика, пение и т.д. Известно, что преподавание ряда предметов, имеющих лишь косвенное отношение к жизни детей, неизбежно приводит к потере интереса к учебе и росту неуспеваемости.

Все это необходимо учитывать руководителям ОУ, осуществляя мониторинг качества образования, который не должен сводиться к отметкам за диктанты и контрольные работы.

С открытием государственных границ и расширением международных связей сократился отрыв отечественного образования от мирового опыта. В наших школах (в том числе г. Новосибирска) появилась возможность разнообразнее решать остро стоящие гуманистические задачи, используя зарубежные программы и технологии. Но здесь имеются и свои проблемы. Необходимо грамотное и всестороннее изучение мирового опыта. Полезным может быть только комплексное использование плодов международного опыта на основе методологии, философии, а не выхватывание отдельных фактов или тезисов. Требуется осмысление и понимание роли отдельных приемов и того, в каких сочетаниях возможно их включение.

В начальных школах г. Новосибирска наиболее интересными западными технологиями являются следующие: «Образ и мысль», «Сообщество», «Критическое мышление».

Вообще, в условиях имеющейся вариативности технологий, систем и учебников возрастает ответственность учителей и администраций школ. В связи с этим все чаще обсуждается вопрос о безопасности образования.

Выбор образовательной системы и даже учебников не может быть делом только одного учителя начальных классов. Поэтому при записи детей в школу необходимо объяснять родителям, будет ли в основной школе продолжаться эта система, в каких еще школах используют эти подходы (в случае перевода ребенка в другое образовательное учреждение).

Идея преемственности также не является новой, но до сих пор актуальна, так как касается сложного периода в жизни ученика и системно решается только в отдельных школах.

Для решения этой проблемы полезны:

  • совместный контроль в конце занятий начальной школы (но никаких экзаменов!);
  • взаимопосещение учителей разных ступеней (администрации следует взять на себя изыскание такой возможности и координацию);
  • заблаговременное знакомство будущих учителей с новыми учениками;
  • использование «сквозных» программ и учебников (желательно одного автора);
  • исключить «входной контроль» в первой четверти пятого класса и отрицательные оценки, особенно по новым предметам;
  • серьезная работа по-новому с родителями;
  • повышение роли внеклассной работы;
  • единство требований (а не навязывание требований одной из ступеней);
  • технологическая преемственность;
  • смена приоритетов, о которой сказано выше.

Что может сделать начальная школа, чтобы у младших школьников появился своеобразный иммунитет? Очевидно, что одних программных знаний и умений ребенку недостаточно. Серьезной проблемой является реальная адаптация детей.

По мнению И. Гете, «все мудрое уже придумано раньше, сложность состоит в том, чтобы это понять». Эти слова относятся и к переходу на 4-летнее начальное образование. В современной методике и практике классиками российского образования (К.Д. Ушинский) накоплен значительный арсенал средств практической реализации поставленных целей. Необходимо лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Это и многое другое можно освоить в процессе самостоятельного повышения квалификации или при помощи преподавателей нашей кафедры начального образования (наиболее эффективное не поодиночке, а школьной командой).

Завершая разговор, хочется подчеркнуть, что работа с детьми младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети