Идеи гуманизации на уроках

 Последние годы в различных кругах российского образования обсуждают проблему гуманизации. Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Януш Корчак, Ш. Амонашвили, К.Д. Ушинский и другие). Известный педагог П.П. Блонский писал о «школе человечности». На новом витке обсуждения данной проблемы приходит понимание особой актуальности гуманизации и гуманитаризации как разумной альтернативы технократизации. Гуманизация — защита интересов человека во всех сферах человеческой деятельности, установление примата человека над машиной. Смена приоритетов в системе образования с учебных программ и планов и т.д. на человека с его особенностями (и прежде всего на ученика). Приоритетным фактором в обучении с гуманистических позиций является личность ученика.

Гуманизация образования — это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать. Возлюбить ближнего своего. Чтобы, как говорится в народе, «какой родился — такой сгодился». «Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет, и включить в содержание своих общений с ним его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать ее соучастником» (Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984. С. 175—187.). Умение и готовностьпринятия других людей, в частности учеников, такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, не давая оценок этим особенностям, то есть толерантность, является основой гуманизации. В образовании это предполагает готовность педагога обучать разных детей по-разному и ценить не оценивая...

Очеловечивание учебного процесса связано с учетом основных характеристик человека, который учится, — общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании и другом). Многие школьные администраторы и учителя, принявшие для себя истинность положения о необходимости гуманизации образования, обращаются к нам с вопросами о том, как реализовывать данный принцип на практике и как понять, присутствует ли он в посещенных уроках. Во-первых, мы говорим, что гуманизация началась там, где перестали привязывать у левши левую руку и переучивать его. Если говорить о помощи учителю и завучу в реализации на практике принципа гуманизации, то, на наш взгляд, имеет смысл рассмотреть подход к анализу урока с точки зрения выявления на нем следующих трех блоков идеи гуманизации:

I — Здоровье ребенка. 
II — Культура общения.
III — Психолого-педагогическая культура учителя, владение им психолого-педагогическими основами обучения, формирования умственных действий и др.

Далее приведем отдельные комментарии по каждому из этих блоков.

I - ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

1. Физическое здоровье.

  • Важно учитывать имеющееся состояние здоровья (ослабленность, частые пропуски по болезни, акселерация и др.)
  • и поддерживать здоровье учеников, организовывая минуты здоровья на каждом уроке независимо от возраста учеников, то есть не только физминутки в начальной школе, но и специальные упражнения для глаз, мышц спины, шеи, плеч, рук, снятие напряжения, утомления и др.
  • Удовлетворение первичных потребностей в безопасности, пище и подобном.

2. Для психического здоровья важно создание для каждого ученика ситуации успеха и условий для самореализации, сокращение до минимума стрессовых ситуаций.

II - КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ

  • принять ребенка таким, какой он уже есть (любые формы принятия ребенка);
  • справедливость, ученики понимают и принимают требования учителя;
  • тактичность, уважение личности ученика;
  • естественное и свободное поведение учеников и учителя;
  • выдержанность учителя;
  • учитель испытывает и проявляет интерес и уважение к детям, их мыслям, чувствам;
  • положительный эмоциональный фон урока, доброжелательность (например, Джани Родари говорил, что педагогический процесс не должен протекать угрюмо), снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • ученики должны учиться без страха, а учитель прилагает все усилия к тому, чтобы снизить их уровень тревожности;
  • психологическая комфортность каждому ребенку вне зависимости от успеваемости, спокойное отношение к ошибкам детей, стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям (В.А. Сухомлинский был уверен, что никаких отрицательных оценок не должно быть, пока ребенок не научится что-то делать, а положительные результаты и не получатся, если не накапливать положительные эмоции. Как писал поэт Борис Слуцкий: 
    Ничему меня не научит 
    То, что тычет, талдычит, жучит.);
  • поощряются разные мнения, поддержка инициативы детей;
  • корректировка реакции класса на неверные ответы одноклассников;
  • атмосфера доверия, искренности взаимопонимание;
  • учитель не подвергает литературной обработке ответы учащихся;
  • учитель владеет невербальными средствами общения (интонации, жесты, паузы, мимика, общение глазами) и использует их в мирных целях;
  • интересоваться жизнью своих учеников, стать ее соучастником (Ш.А. Амонашвили);
  • ведущей является мотивация успешности, у школьника должно быть ощущение продвижения вперед (по меткому выражению М. Поташника, необходимо найти, за что похвалить каждого ученика, а если не за что, то похвалить его за то, что «у него самые зеленые сопли»);
  • в оценивании подчеркивать степень знания, а не степень незнания (для примера, в английских школах учитель делает пометку красным цветом только в том месте, где сделано правильно, и никаких пометок в месте с ошибкой; в наших школах пока строго наоборот... );
  • адаптивность школы, то есть готовность к детям (по Е.А. Ямбургу). 

III - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

позволит ему:

1. Руководствоваться психологией познания, научными теориями обучения, принципами и этапами формирования умственных действий, учебной деятельности и многое другое, чтобы природосообразно (сообразно законам природы познания человеком) и естественно, а значит, гуманно обучать детей.

2. Ориентироваться на конкретных детей, их индивидуальные, возрастные и групповые особенности и гибко выбирать:

  • методики, технологии и приемы;
  • язык изложения материала (научный или бытовой, вербальный или невербальный, то есть язык схем, таблиц, моделей, жестов, действий и т.д.);
  • уровень сложности и степень подробности изложения;
  • скорость и средства изучения программного материала;
  • системы оценивания и многое другое.

Развитие идеи гуманизации связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей учителю поможет дифференциация их по:

  • возрасту (выделяют три возрастные группы: с 7 до 11лет, с 11 до 14, 15 лет, с 14, 15 до 17 лет); в зависимости от того, к какой возрастной группе ребенок относится, у него будут разные: 
    1. ведущие виды деятельности; 
    2. словарный запас (На понятном языке? Учет готовности детей к терминологии и малопонятным словам.); 
    3. уровень развития мышления, внимания, памяти, воображения, речи устной и письменной; 
    4. степень развития абстрактного мышления; 
    5. утомляемость, время удержания внимания на одном виде деятельности;
  • полу: 1. девочки опережают мальчиков в развитии на 1—1,5 года; 2. круг интересов разный;
  • здоровью (наиболее распространенные проблемы со здоровьем у современных детей следующие: повышенное внутричерепное давление, сколиозы, плохое зрение, частые простуды и другое; следует учитывать, как часто ребенок пропускает занятия и надолго ли, как их рассаживать в классе);
  • скорости мышления и усвоения: по данным физиологов скорость мышления у разных людей может отличаться даже в 10 раз; если обозначить буквой S — программный материал, t — время, необходимое на усвоение этого материала, v — скорость мышления ученика, то, исходя из формулы S=vt, делаем вывод: если программный материал для всех учащихся постоянен, то есть const, то тем ученикам, у которых ниже скорость мышления, потребуется больше времени на усвоение этого же материала, следовательно, их нельзя опрашивать сразу, им необходимо дать время на обдумывание. Сразу следует сказать, что нет однозначного ответа на вопрос: «Лучше ли быстрое мышление?». Часто быстрое мышление бывает поверхностным, а медленное более «глубинное»;
  • типу восприятия и переработки информацииаудиалывоспринимают информацию на слух; визуалы — зрительно, наглядно, по принципу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», если слово, то написанное, а также рисунки и схемы, таблицы, графики; кинестетики — в движении, через мышечную память, тактильно, их характеризует фраза: «пока в руках не имаю — не понимаю»; одни лучше понимают словесно представленную (вербальную) информацию, а другие —образно; одним достаточно рациональной информации, а другим важна эмоциональность изложения;
  • предпочитаемому стилю осуществления обратной связи:письменно или устно, у доски или с места, сразу после вопроса или спустя длительное время;
  • склонностям и интересам: профильное и предпрофильное обучение определяет выбор сюжета, дополнительной информации;
  • темпераменту (холерики и флегматики, сангвиники и меланхолики учатся и реагируют на многое по-разному);
  • степени сформированности мотивационной сферы: нежелание слышать — самая серьезная проблема («не желающего пить — не напоишь»), если есть желание учиться — значит, есть необходимая для этого активность, как показывает многолетний международный опыт, самый действенный способ мотивации, в том числе к учению, — это создание ситуации успеха;
  • уровню умения учиться: степень самостоятельности, умение поставить и держать учебную цель, умение пользоваться справочной литературой и многое другое;
  • уровню знаний по предмету, теме (имеет только представление или сформировано понятие);
  • жизненному опыту: чем приходилось в жизни заниматься, а чем никогда, сельский или городской, с кем приходилось общаться, каков микросоциум, семья;
  • коммуникабельности: любит и умеет общаться или наоборот.
  • этнические корни и особенности: в условиях многочисленных миграций вынужденных переселенцев последних десятилетий все острее встает проблема работы учителя и обучения детей в многонациональных классах.

Многое другое, о чем здесь не сказано, может продолжить данный список отличий в детях, которые так или иначе могут повлиять на образовательный процесс.

Таким образом, гуманистическое обучение должно быть:

    • здоровьесохраняющим;
    • базироваться на ситуации успеха;
    • по законам культурного общения;
    • природосообразным, по законам психологии обучения;
    • дифференцированным, с учетом индивидуальных особенностей;

  • многосенсорным (визуально, аудиально, кинестетично, эмоционально).
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети