Итоговые материалы областной научно-практической конференции ''Физическое воспитание школьников Новосибирской области. Проблемы, опыт и перспективы'' Социально-экономические изменения в России в равной степени затронули и Новосибирскую область, что не могло не отразиться на процессе и результате физического воспитания подрастающего поколения. На фоне затянувшихся социально-экономического и демографического кризисов особую значимость приобретают результаты работы специалистов физической культуры и спорта.
Физическое воспитание — совершенно особая учебная дисциплина, которая затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность учащихся. Ни один из предметов по всей программе общеобразовательной школы не дает столько знаний, умений и навыков, столь необходимых в бытовой, трудовой и оборонной деятельности, сколько на уроках физической культуры. Несмотря на кризисные явления учителя физической культуры и тренеры по видам спорта в ходе своей педагогической деятельности продолжают работу по сохранению и укреплению физического здоровья, создают основы для поддержания и повышения работо-способности, столь необходимой при освоении учащимися все повышающихся объемов учебных нагрузок, формируют специально-прикладные основы повышения безопасности жизнедеятельности населения, подготавливают подрастающее поколение к защите Отечества. Основными негативными, и при этом прогрессирующими, тенденциями являются: снижение числа практически здоровых учащихся за время обучения и достигшее по окончании школы критического уровня; сокращение числа детей, занимающихся физической культурой и спортом; ухудшение качества работы, а порой и закрытие спортивных школ и спортивно- Проще всего большинство проявляющихся негативных тенденций списать на действительно имеющиеся трудности в финансовом и правовом обеспечении. Но суть всего переходного периода, в котором мы сегодня находимся, как раз и заключается в том, чтобы жить не по инерции ожидания, а в преодолении объективных и субъективных трудностей, поиске путей решений узловых проблем, которые будут решаться не один день и не один год. Среди многочисленных проблем в физическом воспитании подрастающего поколения выделяются главные: 1) сегодня методология и педагогика физического воспитания не успевают за темпами изменения общественного сознания и социального переустройства общества; 2) уровень физического развития и здоровья, качество физической подготовленности выпускников средних школ не соответствует в полной мере восполнению трудового и оборонного потенциала страны; 3) существующая многолетняя практика отбора двигательно одаренных детей в спортивные школы и набора в клубы физической подготовки сводят на нет принцип равных возможностей развития личности каждого ребенка. К большому сожалению, детско-юношеские клубы физической подготовки не только дублируют стиль и методы работы детско-юношеских спортивных школ, но и не выполняют своих прямых функций массового общефизического развития детей; 4) особую тревогу вызывает кадровое обеспечение физического воспитания. Перестройка в осознании учащимися жизненной необходимости физической подготовки должна начинаться с осознания педагогом сегодняшних проблем, целей и задач всей системы физического воспитания. Тренерско-преподавательский корпус, сформировавшийся в доперестроечный период, в последние годы заметно феминизировался, а вследствие оттока молодых специалистов — искус-ственно «постарел»; 5) вызывает большую тревогу отсутствие в регионе надлежащих научно-методических разработок в области физического воспитания. В эпоху серьезнейших социальных и экономических изменений не могли не произойти существенные изменения в многогранном процессе физического воспитания. Центральной, нерешенной проблемой является сочетание массовости образования, базирующегося на школьном классе как основной форме организации учебного процесса, и необходимости индивидуализации процесса обучения. Любые системы жестко спрограммированного физического воспитания могут принести только временный хороший результат, но никогда не выдерживают проверки временем из-за несоответствия его духу. В целях решения указанных проблем необходимо: 1. Учитывая, что федеральные учебные программы по «Физической культуре» недостаточно адаптированы к условиям Новосибирской области в организации и проведении учебного процесса, предложить Управлению образования Новосибирской области разработать дополнения к федеральным учебникам, учебным программам, пособиям и рекомендациям по «Региональному компоненту по физической культуре и школьному спорту». 2. Организовать проведение на базе кафедры физической культуры и спорта Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) семинары по проблемам «Регионального компонента по физической культуре и школьному спорту». 3. С целью рационального планирования, организации и проведения спортивно-оздоровительной работы: а) предложить Управлению образования Новосибирской области разработать концепцию и программу развития школьного спорта в учреждениях образования Новосибирской области; б) разграничить и конкретизировать понятия, разделы работы, основные функции, цели и задачи:
4. В целях повышения мотивации и активизации учащихся к познавательной и учебной деятельности ввести ежегодный обязательный экзамен по предмету «Физическая культура» начиная с 8-го класса. В организации и проведении экзаменов по учебному предмету «Физическая культура» учитывать историю и традиции развития физической культуры и спорта в Новосибирской области. 5. С целью повышения эффективности работы непрерывной системы физического воспитания в общеобразовательном процессе предложить Управлению образования Новосибирской области создать при кафедре физической культуры и спорта НИПКиПРО «Проблемную научно-исследовательскую лабораторию», основными задачами которой должны являться:
6. В целях повышения качества и обеспечения периодичности выпуска информационных материалов предложить издание специализированной серии научно-практического сборника «Физическая культура, школьный и детско-юношеский спорт и система физического воспитания подрастающего поколения». 7. В целях поиска и поддержки спортивных талантов, оказания помощи в максимальной реализации их способностей и возможностей предлагается:
8. Развивать и совершенствовать систему социально-экономического стимулирования учреждений образования и специалистов в сфере физической культуры и спорта. 9. Обеспечить плановое целевое финансирование сохранения, укрепления и развития материально-технической базы, что будет способствовать развитию системы оказания экономически выгодных, социально и экологически безопасных физкультурно-спортивных услуг. С этой целью Управлению образования администрации Новосибирской области необходимо выйти в органы законодательной власти с предложением «О рассмотрении вопросов состояния и перспектив материального обеспечения системы физического воспитания подрастающего поколения». 10. Для поиска целевых внебюджетных источников финансирования сохранения и развития материально-технической базы физической культуры и спорта, расширения спортивно-оздоровительной работы с детьми в учреждениях образования предложить: средства, полученные от сдачи в аренду спортивных сооружений, находящихся в ведомственном подчинении Управления образования Новосибирской области, целевым образом направлять на развитие физической культуры и спорта в школах. 11. При аттестации образовательных учреждений любой формы и принадлежности считать одним из основных критериев наличие соответствующей нормативам материально-технической базы для обеспечения учебного процесса в образовательной области «Физическая культура». 12. Обеспечить и совершенствовать сотрудничество преподавателей «Основ безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуры» в рамках внешкольных мероприятий. 13. Предусмотреть разделение в базисном учебном плане образовательной области «Физическая культура» на отдельные образовательные области «Физическая культура» и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». 14. В целях выработки единой политики материального стимулирования и оплаты труда работников в сфере физической культуры и спорта Управлению образования администрации Новосибирской области по согласованию с Министерством образования РФ решить вопрос о создании единой аттестационной комиссии для педагогических и руководящих работников общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. 15. Принять участие в разработке закона по физической культуре и спорту в Новосибирской области, где необходимо конкретизировать функции, роль и место непрерывной системы физического воспитания подрастающего поколения. 16. С целью совершенствования и унифицирования нормативов для оценки физической подготовленности школьников разработать и внедрить «Положение о региональном физкультурно-спортивном комплексе “Сибирячок” I, II, III степени». 17. Предусмотреть в планах социально-экономического развития Новосибирской области создание территориальных Дворцов спорта подрастающего поколения. 18. Управлениям образования и здравоохранения администрации Новосибирской области обеспечить мониторинг уровня здоровья и эффективности физического воспитания в общеобразовательных заведениях и учреждениях дополнительного образования. 19. Рекомендовать Управлению здравоохранения на базе Областного врачебно-физкультурного диспансера обеспечить организацию и проведение семинаров для педиатров и педагогов по вопросам физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры. 20. Обратить внимание Управления здравоохранения администрации Новосибирской области на участившиеся случаи необоснованного освобождения медицинскими работниками учащихся от практических занятий по физической культуре. 21. Поручить Областному врачебно-физкультурному диспансеру и кафедре ФКиС НИПКиПРО обязательное проведение специальных курсов повышения квалификации по основам организации и работы со специальными медицинскими группами. 22. Признать недопустимым участие в образовательном процессе любого уровня и формы физических и юридических лиц, не имеющих лицензии на право ведения педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта и не прошедших аттестацию. 23. Признать целесообразным и необходимым ежегодное проведение научно-практических конференций отдельно как для общеобразовательных школ, так и для учреждений дополнительного образования. 24. В целях координации и разработки основных направлений работы в сфере физической культуры и спорта, контроля за их выполнением создать постоянно действующий Совет по физической культуре и спорту при Управлении образования администрации Новосибирской области с обязательным включением в состав Совета педагогов-практиков, методистов и ученых. PS. Итоговые материалы конференции доводятся до сведения областных и территориальных органов: законодательной власти, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, молодежной политики всех уровней. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |