Дошкольное и начальное школьное образование как основа, как фундамент общего образования

Хорошо известно, что основные элементы социализации, сопоставление и осознание себя личностью происходят в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Здесь непререкаемой является мысль народной педагогики: «Воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит». Если же мы опоздаем и начнем воспитывать, когда он будет помещаться только «вдоль», то будет уже поздно. Вроде бы все это понимают. Однако во многих случаях как дошкольному, так и начальному школьному образованию уготовлен остаточный принцип. Остаточность прослеживается как в материально-техническом обеспечении этого образования, так и в кадровом.

Вспомним жаркие дебаты по поводу принятия новых стандартов общего образования. Как-то тихо были приняты стандарты начального образования, особой борьбы не было и по поводу стандартов основной школы. А вот когда стали обсуждать стандарты полной (старшей) школы, то накал страстей достиг немалых пределов. Почему? Да потому, что после этой ступени дети выходят в жизнь, подавляющему большинству предстоит поступление в вуз. Вот и будем основные ресурсы направлять на выпускные классы: здесь и современные средства обучения, и кадры более подготовленные, и совещаний и семинаров на тему «Как идут дела в старшей школе» значительно больше.

Но зачастую бывает уже поздно, т. к. не заложен фундамент человека в дошкольной и начальной школьной жизни. А коль фундамент не заложен то здания нормального человека не построить… Это все понимают, но доминирование показателей качества образования по количеству хорошо сдавших ЕГЭ, а нередко еще и по количеству поступивших в вузы и медалистов (число которых резко возросло), с необходимостью переключают основное внимание работников образования, его управленцев в сторону старшей школы.

В последнее время для детей дошкольного и младшего школьного возраста сделано немало. Несмотря на это, еще сильны устоявшиеся позиции остаточного принципа по отношению к ним. Настало время кардинального пересмотра этих позиций и обеспечения адекватного авторитета начальных ступеней образования. Тогда положительные результаты всего общего образования скажутся незамедлительно.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети