Год литературы: к юбилею М.Ю. ЛермонтоваНаш ЛермонтовМаргарита Борисовна БАХТИНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск В конце декабря 2014 года в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования прошла научно-практическая конференция, посвященная жизни и творчеству поэта. Предлагаемы далее материалы – результаты конференции. Ключевые слова: поэт, лермонтовские мотивы, лирический герой. Системно-деятельностный подход в формировании и развитии речетворческих компетенций на уроках по изучению жизни и творчества М.Ю. ЛермонтоваИрина Владимировна ПЕТРОВА, учитель русского языка и литературы высшей категории средней общеобразовательной школы «Веритас», г. Новосибирск Автор статьи анализирует результаты «зимнего сочинения» и указывает на первые трудности, с которыми столкнулись выпускники: в частности, трудность написания сочинения по творчеству М. Ю. Лермонтова. В связи с этим возникает вопрос: как сделать творчество поэта современным и понятным для школьников ХХI века. Ключевые слова: сочинение, системно-деятельностный подход, речетворческие компетенции. Развитие познавательной активности учащихся при изучении баллады М.Ю. Лермонтова "Бородино"Ольга Юрьевна КНОЛЬ, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Криводановской средней общеобразовательной школы № 22, Новосибирская область Сложные задачи стоят перед учителем русского языка и литературы: как помочь школьнику осознать необходимость литературного образования, как научить каждого ученика, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Автор статьи ищет новые способы обучения и развития интереса у детей к чтению. Предлагается разработка интегрированного урока по балладе М. Ю. Лермонтова «Бородино». Формирование культурологической компетенции обучающихся посредством использования на уроках русского языка элементов этимологического анализа слов (на примере творчества М.Ю. Лермонтова)Наталья Владимировна ЗАХАРОВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории лицея № 136, г. Новосибирск Елена Викторовна ЧЕРНОВА, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории лицея № 136, г. Новосибирск В статье представлен вариант проведения урока русского языка по работе над этимологией слова, проводимой на уроках применительно к развитию культурологической компетенции учащихся. Ключевые слова: культурологическая компетенция, этимологический анализ, словарный запас. Система работы над изучением романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в 9-м классеЮлия Александровна КОБЛОВА, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 45, г. Новосибирск Автором статьи предложена система заданий для изучения романа «Герой нашего времени», а также схема подробного анализа глав романа. Ключевые слова: роман, проблемный вопрос, образ героя, блиц-опрос, словарный диктант. Yulia A. Koblova, teacher of Russian language and literature, secondary school No. 45, Novosibirsk The System of Studying a Hero of Our Time, Lermontov's novel, in the 9th Grade Лермонтовский бал как средство социализации личностиТатьяна Николаевна КОЛЛЕРОВА, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 90, г. Новосибирск Автор статьи делится опытом проведения ежегодных мероприятий, проводимых в новосибирской средней общеобразовательной школе № 90. Балы в стиле 19 века, проводятся с целью погрузить всех присутствующих в изучаемую эпоху, дать возможность каждому проявить свои творческие способности. Ключевые слова: внеклассное чтение, интегрированные уроки, социализация личности. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |