2017 № 1 (110) февральОбразовательное пространство Новосибирской области: векторы развития и точки ростаВ статье анализируется образовательное пространство Новосибирской области, выявляются приоритеты и перспективы развития образования. Ключевые слова: наука, инновации, высшее образование, интеграционные межвузовские связи, государственные программы. Экологизация общего образования: от научного знания к общекультурному развитию личностиВ статье поставлена проблема разработки методологического и дидактического обеспечения целостности экологической составляющей разных школьных предметов. Определены методологические подходы к исследованию путей включения экологических компонентов в содержание общего среднего образования — его экологизации. Выявлены разные варианты экологизации школьного содержания, их цели и образовательные результаты, возможности и ограничения.
Актуальные проблемы общего образования в интересах устойчивого развития: трудности перехода и дефицит дидактических знанийПоставлена проблема дифференцированного подхода к выбору модели устойчивого развития с учетом национальных особенностей развития Российской Федерации. Рассмотрены проблемы экологизации образования. Ключевые слова: национальная модель устойчивого развития, образование в интересах устойчивого развития (ОУР), предмет ОУР, футуризация, интеграция содержания, экологический императив, «зеленые аксиомы». Первый этап системного экологического образования в контексте концепции устойчивого развития человечестваВ статье представлен авторский взгляд на особенности экологического образования младших школьников в традиционном и прогностическом аспектах в связи с глобализацией идей устойчивого развития человечества. Анализ материалов международной стратегии и значительного количества научно-педагогических источников по проблеме позволил авторам выделить перспективные направления научно-методического поиска в области начального экологического образования. Интеграционные процессы в образовании как инновация: философские и методологические аспектыВ статье представлено авторское видение ряда концептуальных положений приоритетного характера относительно значимости повышения гуманитарности в образовании в контексте интеграционных процессов – гуманитарного и естественнонаучного подходов. Ключевые слова: инновации в образовании, интеграция, гуманитарные практики. Образовательные услуги в российском образованииВ статье рассматриваются сущность и структура категории «образовательные услуги», вошедшей в современную образовательную реальность, анализируются основные подходы к раскрытию этой проблемы в российской педагогической науке. Ключевые слова: образовательные услуги, образовательная деятельность, образовательные отношения. Идеология как основа духовной безопасности РоссииВ статье рассматривается духовная безопасность российского общества на современном этапе. Дается характеристика понятия идеологии как одного из факторов духовной безопасности России. Названы основные компоненты идеологии, которые способны повлиять на преодоление деструктивных явлений в сфере общественной жизни: коллективизм, патриотизм, традиционность. Делается вывод, что создание общенациональной идеологии на вышеперечисленных принципах будет способствовать обеспечению духовной безопасности страны, сплочению нации перед общими целями, вызовами и угрозами. Возрождение национальной идеи патриотизма, как идеологииВ статье делается попытка обосновать патриотизм в качестве объединяющей идеи российского общества, так как оно всегда отличалось многонациональным составом и многоконфессиональностью. Изложен опыт работы по гармонизации межэтнических отношений и реализации стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года, в Новосибирской области — на 2016–2018 годы. Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, государственный патриотизм, гражданский патриотизм, национальная идея, идеология, сознание гражданина. Научное знание в структуре экологической культуры личностиВ статье экологическая культура показана как целостный феномен. Ее содержание охватывает все системы культуры: мотивационно-поведенческую, эмоционально-духовную, интеллектуально-рассудочную. Развитие экологической культуры включает в себя взаимосвязанные процессы: формирование представлений о реальности, рост самосознания личности, постижение идеи целостности в бытийственном, познавательном, ценностном аспектах. Ключевые слова: целостность, система культуры, экологическая культура личности, реальность, модус самосознания. Экологически сообразная здоровьесберегающая деятельность школы: новый подходВ статье рассматриваются подходы к организации экспериментальной работы по внедрению адаптивно-развивающей стратегии охраны здоровья школьников в рамках единого городского образовательного пространства, взаимодействия медицинских, педагогических работников, родительской общественности. Ключевые слова: адаптивно-развивающая стратегия охраны здоровья, адаптация, индивидуальный стиль учебной деятельности, экологически сообразная образовательная среда. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |