2014 № 3 (94) июньФеномен нетрадиционного урока в контексте требований ФГОСВ статье уточняется понятие нетрадиционного урока, анализируется возможность реализации некоторых требований федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения основных образовательных программ на уровнях начального и основного общего образования с использованием педагогического потенциала традиционных уроков. Обоснование возможностей решения задач развития образования средствами нетрадиционных уроков дополнено аргументированным выводом о необходимости развитии традиций и инноваций в осуществлении повышения квалификации педагогов.
Уроки-экскурсии по математике как инновационная форма проведения интерактивных уроковВ статье представлена разработка технологии проведения урока-экскурсии по математике. Показано преимущество организации таких уроков в соответствии с требованиями ФГОС, доказывается их востребованность, роль в формировании универсальных учебных действий.
Ключевые слова: урок-экскурсия, требования ФГОС, универсальные учебные действия, здоровье ученика.
Реализация дополнительного образования детей в современных условияхРеформирование всей системы образования предусматривает возможность для любого обучающегося получить базовые знания, уделять внимание тем направлениям обучения, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям, интересам и способностям, дают возможность повысить эффективность образования в целом. Различные виды дополнительного образования реализуют свои функции и задачи, среди них, на наш взгляд, стоит обратить внимание на элективные курсы и кружки технического творчества, способствующие развитию креативности, творчества, самостоятельности мышления.
Организация образовательного пространства, объединяющего семью и школуВ статье показаны возможные пути взаимодействия семьи и школы в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения. Приведены конкретные примеры организации образовательного пространства, объединяющего семью и школу в деятельности учителя математики. Особо выделена роль подражания в процессе формирования нравственных качеств личности школьника.
Ключевые слова: школа, семья, практическая значимость математики, творческое задание, общение, профессиональная ориентация, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, пример для подражания.
Почему дети не читают: кто виноват и что делать?Статья посвящена вопросу детского чтения. Автор пытается разобраться: действительно ли постсоветское поколение мало читает и какие стереотипы существуют по данной теме. Также приводятся некоторые рекомендации психолога по исправлению ситуации. Ключевые слова: чтение, классическая литература, советская эпоха, русская культура. Читать полностью
Типы учебных заданий на уроках интра- и интерперсональной направленностиСовременный урок как ведущая форма обучения претерпевает кардинальные изменения, связанные с реализацией мотивационно-смысловых аспектов обучения. Установлено, что критерий «направленность смыслов», обусловливающий специфику методов обучения, предполагает выделение типов уроков интра- и интерперсональной направленности. Выявлено также, что специфика уроков нового типа раскрывается в различных типах учебных заданий, которые, в свою очередь, разрабатываются в соответствие со смыслообразующей активностью и смыслообразующими стратегиями учащихся.
Роль креативно-опорных сигналов на современных уроках математики в школеОпорные сигналы, которые мы давно использовали в своей педагогической практике, постепенно обогащались информационно-коммуникационными технологиями, обретали эстетическую выразительность, насыщались эвристическими возможностями. В какой-то момент мы почувствовали, что уже имеем дело не просто с опорными сигналами, но креативно-опорными сигналами, в лоне которых высока вероятность рождения новых смыслов, идей, гипотез. Так возникла мысль о том, чтобы поделиться своим опытом с другими учителями.
Коммуникативная направленность музыкальной интонации на уроках музыкиВ статье рассматривается роль музыки в воспитании коммуникативных навыков младших школьников. Представлена практика использования упражнений, основанных на интонационных эталонах, на уроках музыки с целью выявления коммуникативного опыта школьников, специально разработанные задания.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, интонация, типы интонаций, развитие интонационного слуха.
Домашнее военное воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII – начала XIX вековВ данной статье освещаются некоторые аспекты домашнего военного воспитания в русской дворянской семье второй половины ХVIII–начала ХIХ веков. Автор рассматривает основные этапы воспитательного процесса, образовательные программы и учебную литературу, педагогические материалы и систему наказаний, состав домашних педагогов и роль родителей в воспитании детей. Специальное внимание в статье уделено вопросам физической подготовки дворянских юношей.
Организационно-педагогические условия элитного семейного воспитания в России XVIII – начала XX вековВ статье на основе историко-педагогического анализа лучших (элитных) образцов практики семейного воспитания и домашнего образования в России XVIII – начала XX веков выделяются наиболее общие условия организации этих педагогических процессов в семье. Из них выделяются наиболее эффективные и значимые для современного состояния семейного воспитания, которые могут существенно оптимизировать и совершенствовать воспитательные воздействия взрослых.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |