2023 № 6 (151) декабрь

Поликультурность и полилингвальность как ключевые аксиологемы повышения качества образования

Проблематизируется концепт о значимости формирования поликультурной картины мира обучающихся в рамках поиска способов повышения качества преподавания иностранных языков на региональном уровне. Обосновывается аксиологический подход в решении задач культивирования позитивного отношения к обучению в целом. Рассматриваются актуальные аспекты лингвистического и экстралингвистического характера, связанные с процессами сохранения языковой / культурной идентичности в иноязычном / инокультурном окружении.

Уровневое моделирование одаренности — приоритетная задача современного образования

В статье обосновывается актуальность проблемы развития одаренности для образования. Раскрываются требования, выдвигаемые к человеку в современных реалиях, и факторы, их обосновывающие. Анализируется актуальность проблемы на трех уровнях: социально-педагогическом, научно-теоретическом и практико-реализующем. Рассматриваются задачи развития одаренности, которые обозначены в государственной образовательной политике. Изучаются современные подходы к разработке концепций и моделей одаренности: интегративный, динамический, гуманистический.

Контроль качества иноязычного образования способом устно-речевого общения

В статье актуализируется проблема подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по иностранным языкам. Дается краткий анализ понятия «контроль» и выявляются основные особенности проведения контроля сформированности умений говорения в формате заданий ЕГЭ по английскому языку. Результаты эксперимента по проведению раздела «Говорение» для студентов 1 курса Волгоградского государственного университета проанализированы с целью выявления типичных ошибок.

Феномен наставничества: анализ региональных практик сопровождения профессионального развития педагогов

Новые вызовы региональной системе образования связаны с неопределенностью и сложностью обеспечения условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников и масштабностью решаемых ими задач улучшения качества образовательного процесса. Актуальность изучения возможностей института наставничества проявлена в связи с исторически сложившейся логикой помощи и поддержки людей в процессе развития компетенций, овладения новыми видами деятельности, освоения незнакомого содержания образования и профессиональной деятельности.

Детский фестиваль авторской песни и его воспитательные эффекты

Детское фестивальное движение авторской песни в Западной Сибири, несмотря на его высокую активность, фактически не являлось предметом отдельного изучения. Культурное смысловое пространство постоянно звучащей авторской песни на детском фестивале оказывает на ребенка большое воспитательное воздействие, которое происходит в ходе проведения основных мероприятий. В работе впервые на основе обобщения многолетнего фестивального опыта при помощи методов наблюдения, соцопроса, контент-анализа, экспертного мнения жюри и др. анализируется воспитательный ресурс детского фестиваля.

Тьюторская технология научно-методического сопровождения педагогов в современных условиях

В статье рассматривается управление развитием педагогических кадров с помощью тьюторской технологии научно-методического сопровождения педагогов в современных условиях обновления общего образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП).

Cпецифика исследования межкультурной сенситивности обучающихся в контексте современной лингводидактики

Данное исследование нацелено на поиск эффективных лингводидактических приемов измерения эмоциональной чувствительности как инструмента ведения эффективной коммуникации и налаживания диалога культур. Актуальность обращения к проблеме определения уровня межкультурной сенситивности обусловлена ростом межэтнических конфликтов и межнациональной агрессии на фоне активных процессов глобализации и миграции.

Причинно-следственные связи между общими научными понятиями учебных дисциплин: возможности межпредметной интеграции

Задача педагогических вузов — готовить студентов к выполнению требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Среди этих требований — формирование научной картины мира у обучающихся. Чтобы сегодняшние студенты могли продуктивно работать в этом направлении, необходимо выстроить у них и научную картину мира, и пути ее формирования. Научная картина, согласно Стандарту, складывается на основе владения межпредметными понятиями, а также причинно-следственными связями.

Объективный идеализм Платона и философия образования

В статье рассматривается философия образования выдающегося представителя Древней Греции, философа и педагога Платона (V в. до н. э.), знание которой необходимо для того, чтобы, во-первых, понять, как происходило становление философско-педагогической мысли в Древней Греции; во-вторых, выяснить, какие образовательные концепты Платон позаимствовал от своего учителя Сократа, а какие внедрил в педагогику самостоятельно.

Историк М. П. Погодин: забытый учитель царей и современников

2023 год в России объявлен годом педагога-наставника. Немало сделано для того, чтобы школа выполняла свою главную миссию — воспитание и развитие молодежи. Причем, как показывает реальность, современным педагогам очень много предстоит еще сделать в данном направлении. Цель этой статьи видится авторам в презентации результатов проведенного микроисследования в осмыслении основных этапов жизни и творческой деятельности Михаила Петровича Погодина, историка девятнадцатого столетия, публициста, коллекционера, писателя, а также педагога-наставника молодежи и современников.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети