Погребняк Е. В.Погребняк Елена Викторовна, преподаватель кафедры начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Pogrebnyak Elena V., professor of of the Department of Primary Education of the Novosibirsk Teachers’ Professional Re-training Institute. Передовой педагогический опыт проектирования образовательного процесса в начальной школеПроблема исследования и обоснование ее актуальности. Проектирование образовательного процесса учителем начальных классов является одним из значимых трудовых действий согласно Профессиональному стандарту для этой категории работников образования. Однако многие педагоги испытывают затруднения на разных этапах проектирования, в том числе и в ходе разработки образовательных программ. Цели исследования: изучить, проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт проектирования и реализации образовательного процесса учителями начальных классов Новосибирской области. Актуальные направления развития начального общего образованияНачальная школа — важнейший этап в жизни каждого ребенка, период, когда происходит смена ведущей деятельности, освоение новой социальной роли и формирование функциональной грамотности во всех ведущих направлениях развития личности. Именно этот уровень общего образования традиционно является площадкой для проведения различных педагогических экспериментов, апробации нормативных документов и методических рекомендаций. Современный урок в начальной школе: особенности проектирования и секреты мастерстваВ статье представлен научно-методический анализ уроков, проведенных участниками регионального конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок» для учителей начальных классов. Отмечается, что конкурс посвящен памяти выдающегося педагога Таисии Прокофьевне Комаровой, учителя начальных классов Краснокамешокской школы Сузунского района Новосибирской области, Герою Социалистического труда. В статье раскрыто его высокое социальное и профессиональное значение для работников начального образования региона. Система педагогических условий развития культуры мышления младшего школьникаВ статье рассматривается понятие «культура мышления» и ее роль в жизни современного человека. Обосновывается необходимость формирования навыков решения открытых задач в учебном процессе, исходя из выявленного противоречия между запросами современного социума и уровнем качества образования. Доказана несостоятельность отождествления интеллекта и мышления. На основе анализа научно-теоретических источников и инновационной практики, выделены педагогические условия и возможности развития культуры мышления младшего школьника. Поведенческая культура и ценностно-смысловая компетентность педагогаВ статье рассматривается понятие «воспитание» в аспекте формирования ценностных ориентаций обучающихся. Особое внимание акцентируется на нормативной составляющей этой проблемы, условиях и механизмах формирования ценностно-смысловых компетенций, а также описываются возрастно-психологические закономерности и особенности развития этого процесса. Уделяется большое внимание взаимосвязи между поведенческой культурой педагога и воспитанием детей. Констуктор современного учебного занятияВ статье представлен анализ структуры и содержания учебного занятия в аспекте современной дидактики. Обозначены основные принципы и систематизированы ключевые требования к проектированию образовательного процесса. Авторами предложен конструктор, который поможет оптимизировать время подготовки к учебному занятию практикующему педагогу. Ключевые слова: учебное занятие, системно-деятельностный подход, планируемые результаты, целеполагание, педагогические технологии, рефлексия, типология занятий. Направления развития системы дополнительного профессионального образования в контексте требований к компетентности учителяВ статье рассматриваются перспективные направления развития системы дополнительного профессионального образования в контексте решения задач поставленных профессиональным стандартом педагога. Автор актуализирует проблему готовности современных учителей к реализации новых трудовых функций и предлагает возможные варианты ее решения. Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, дополнительное профессиональное образование, трудовые функции, профессиональная компетентность. Воспитание дивергентного мышления – ресурс развития творческих способностейВ статье представлена характеристика заданий «закрытого» и «открытого» типа, рассмотрены проблемы развития творческих способностей через воспитание дивергентного мышления и предложены задания, ориентированные на его формирование. Ключевые слова: воспитание, конвергентное мышление, дивергентное мышление, творческие способности, задачи «открытого типа». Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |